Открытие общества с ограниченной ответственностью в режиме онлайн
Смена учредителей, юридического адреса, изменение уставного фонда
Получение статуса самозанятого или индивидуального предпринимателя
Информация об открытие бизнеса в Узбекистане, для нерезидентов
Приватизация земли под жилой и коммерческой недвижимостью
Помощь в формировании и сдаче бухгалтерской отчетности
Введение бухгалтерии для предприятий на налоге с оборота
Реорганизация или ликвидация предприятий путем присоединения
Готовые франчайзинг программы для открытия бизнеса
Проверка и регистрация интернет домена в зоне .UZ
Современный Parking сайт для вашего предприятия всего за 499 000 сум
Разработка интернет ресурсов любой сложностей, для вашего предприятия
Внедрение чат ботов в telegram и интернет сайтах любой сложности
Консалтинговая энциклопедия все об открытие юридических лиц
Налоговая азбука все про налоги в республике Узбекистан
Самые нужные новости из мира бизнеса и налогов в Узбекистане

Специалисты проекта Gosuslugi.uz часто получают запросы от начинающих предпринимателей как из Узбекистана, так и из других стран, которые ищут разъяснения по вопросам налогообложения, действующего на территории Республики Узбекистан. Мы понимаем, насколько важно предоставить точную и доступную информацию, особенно для тех, кто только начинает свою предпринимательскую деятельность или рассматривает возможность расширения бизнеса в нашей стране.

В ответ на эти запросы мы решили создать специальную страницу помощи, своего рода "налоговую азбуку". Цель этой страницы — предоставить основные разъяснения по налогам, действующим в Узбекистане. В данной "налоговой азбуке" мы постараемся кратко изложить основные моменты, чтобы предприниматели могли разобраться в системе налогообложения и эффективно планировать свои будущие финансовые обязательства.

Рекомендуем ознакомиться с Налоговым кодексом Республики Узбекистан и при необходимости, обратиться к квалифицированным специалистам в области налогообложения для получения дополнительных разъяснений и рекомендаций, что поможет избежать ошибок в налоговом учете и оптимизировать налоговые выплаты.

Для облегчения и удобства более подробного рассмотрения вами вопросов налогообложения, все ключевые темы снабжены ссылками (на момент написания данного материала) на соответствующие главы и статьи Налогового кодекса Республики Узбекистан. Эти ссылки позволяют вам оперативно ознакомиться с актуальными нормативными актами, регулирующими налогообложение в нашей стране.

Примечание юридической службы: данный материал подготовлен исключительно для проекта Gosuslugi.uz и носит информационный характер. Он не является юридическим документом и не обладает юридической силой. В тексте могут присутствовать неточности, по причине изменения в законодательстве Республики Узбекистан. Для получения точной и актуальной информации рекомендуется обращаться к квалифицированным налоговым консультантам.

Начнем нашу налоговую азбуку с рассмотрения налогообложения юридических лиц. В Республике Узбекистан действуют два основных налоговых режима: общеустановленный, который включает уплату НДС и налога на прибыль, и режим налога с оборота.

Налог с оборота (глава 66, статьи 461 – 470). Плательщиками налога с оборота могут быть юридические лица совокупный доход которых за календарный год не превышает один миллиард сум, за исключением предприятий производящих акцизную продукцию, занимающихся импортными операциями и других предприятий, указанных в статье 461 Налогового кодекса.

Налогоплательщики на данном режиме уплачивают только налог с оборота, вместо НДС и налога на прибыль. Объектом налогообложения является совокупный доход предприятия (статья 463). Ставка налога как правило составляет 4 процента, более подробно ставки налога с оборота приведены в статье 467 Налогового кодекса.

К примеру, вы владелец маркетингового агентства и оказали заказчику услугу маркетингового исследования на сумму 3 000 000 сум. По ставке 4% налог с оборота составит 120 000 сум.

Отчетным периодом по налогу с оборота является месяц (статья 470). До 15 числа месяца, следующего после отчетного, вам необходимо отправить отчет по налогу с оборота и произвести его оплату.

Благодаря простоте своего администрирования, налог с оборота подходит для начинающих предпринимателей, а также предприятий у которых нет сумм НДС, уплаченных своим поставщикам.

При оплате налога с оборота нужно уделять особое внимание расчету годового дохода предприятия, для соблюдения требования статьи 462 Налогового кодекса, согласно которой налогоплательщики, совокупный доход которых в течение налогового периода превысил один миллиард сумов, переходят на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль со дня достижения указанного размера совокупного дохода. Если у вновь созданного юридического лица или вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя сумма дохода от реализации товаров (услуг) с даты регистрации до окончания календарного года превысила сумму равную одному миллиарду сумов, разделенную на 365 и умноженную на количество дней с даты регистрации до окончания календарного года, то такие лица переходят на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с начала года, следующего за годом регистрации.

Общеустановленный режим. При общеустановленном режиме налогообложения предприятие обязано уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) согласно статей 237-274 Налогового кодекса и налог на прибыль согласно статей 294-340 Налогового кодекса.

НДС (Налог на добавленную стоимость) в Узбекистане — это косвенный налог, который взимается с добавленной стоимости на каждом этапе производственного и торгового процесса. Он применяется к товарам, работам и услугам, реализуемым на территории страны, а также импортируемым товарам. Метод взимания НДС в Узбекистане основан на принципе кредитного метода. Это означает, что налогоплательщик уплачивает НДС, который был начислен при продаже товаров или услуг, и одновременно имеет право на возмещение НДС, уплаченного при закупке товаров, работ или услуг, используемых в его деятельности.

Ставка налога на НДС составляет (согласно статьи 258) двенадцать процентов.

Описание налога на добавленную стоимость (НДС) является достаточно объемной темой, требующей детального и всестороннего анализа, что выходит за пределы формата данной страницы, как и нашей налоговой азбуки. НДС охватывает множество аспектов, включая его расчет, уплату, льготы, исключения и особенности для различных категорий налогоплательщиков. Для более глубокого понимания данного налога, мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с полным текстом статей 237-274 Налогового кодекса Республики Узбекистан, а также с специализированными изданиями и комментариями, посвященными вопросам НДС.

Налог на прибыль — это налог, который взимается с прибыли, полученной юридическими лицами в процессе их деятельности. Налог на прибыль — это прямой налог, взимаемый с чистой прибыли юридического лица, то есть с суммы, оставшейся после вычета всех документально подтвержденных расходов из общей суммы доходов предприятия.

Ставка налога на прибыль (статья 337) в среднем для большинства предприятий составляет пятнадцать процентов.

Тема налога на прибыль является достаточно обширной и включает в себя множество аспектов, таких как порядок определения налогооблагаемой базы, учет различных видов доходов и расходов, особенности применения налоговых льгот и налоговых вычетов. В связи с этим, вопрос налогообложения прибыли выходит за рамки данной налоговой азбуки и требует более детального изучения.

Если ваше предприятие будет производить товары, подлежащие акцизному налогу, или планирует перемещать подакцизные товары через таможенную границу Республики Узбекистан, вы обязаны уплачивать акцизный налог в соответствии с главой 40, статьями 283–293 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

Акцизный налог является косвенным налогом, который взимается с ограниченного перечня товаров, обычно тех, которые имеют высокие социальные риски или могут вызвать значительный экологический вред. Он включается в цену товара или услуги и, как правило, оплачивается конечным потребителем. Акциз применяется к товарам, производимым внутри страны, а также к импортируемым товарам, которые попадают под акцизные ставки.

Ставки акцизов приведены в статья 289 Налогового Кодекса.

Налоговая отчетность по акцизному налогу представляется (статья 292) в налоговые органы по месту налогового учета предприятия ежемесячно не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным. Уплата акцизного налога производится (статья 293) не позднее срока представления налоговой отчетности. Уплата налога при ввозе подакцизных товаров осуществляется в сроки, установленные таможенным законодательством.

Вне зависимости от режима налогообложения, при определенных условиях предприятия уплачивают земельный налог и налог имущество. Этот момент не критичен для большинства малых предприятий, которые не имеют в собственности или владение земельные участки и объекты недвижимости на своем балансе. В случае если ваше предприятие снимает объект недвижимости в аренду, в этом случае земельный налог и налог на имущество уплачивает ваш арендодатель.

Земельный налог (глава 61, статьи 424-432) уплачивают юридические лица, включая нерезидентов Республики Узбекистан, имеющие земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды.

При сдаче недвижимого имущества в аренду налогоплательщиком признается арендодатель. При этом по объектам недвижимости, переданным (полученным) в финансовую аренду (лизинг) в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), налогоплательщиком признается арендополучатель (лизингополучатель). При совместном использовании земельного участка несколькими юридическими лицами каждое юридическое лицо признается налогоплательщиком за свою долю используемой площади земельного участка.

Налоговой базой (статья 427) является по землям несельскохозяйственного назначения — общая площадь земельного участка несельскохозяйственного назначения за вычетом площадей земельных участков, не подлежащих налогообложению в соответствии с частью второй статьи 428 Налогового кодекса.

Земельный налог уплачивается по ставкам указанным в статье 429 Налогового кодекса, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2,0 установленных местными органами законодательной власти региона, в котором находиться земельный участок.

Уплата налога за земли несельскохозяйственного назначения (статья 432) производится: плательщиками налога с оборота — не позднее 20 числа третьего месяца каждого квартала (март, июнь, сентябрь и декабрь) в размере одной четвертой части годовой суммы налога, предприятиями на общеустановленном режиме налогообложения — не позднее 10 числа каждого месяца в размере одной двенадцатой части годовой суммы налога (за январь не позднее 20 января).

Налог на имущество (глава 59, статьи 410-417) – данный налог уплачивают юридические лица Республики Узбекистан, имеющие на территории Республики Узбекистан имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со статьей 411 Налогового кодекса и юридические лица — нерезиденты Республики Узбекистан, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Республики Узбекистан.

Налоговая база налога на имущество определяется статьей 412 Налогового кодекса как среднегодовая остаточная стоимость объекта налогообложения.

В целях исчисления налога налоговая база в отношение зданий и сооружения, подлежащих регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не может быть ниже минимальной стоимости, установленной в абсолютной величине за 1 кв. м в следующих размерах: в городе Ташкенте — 3 300 000 сум, в городе Нукусе и областных центрах — 2 200 000 сумов, в других городах и сельской местности — 1 200 000 сумов. Плательщик налога на имущество вправе произвести независимую оценку стоимости объектов недвижимого имущества в случае, если стоимость 1 кв. м объекта ниже минимальной стоимости, указанной выше. При этом результаты независимой оценки, включая проведенные налогоплательщиком в предыдущие два года, будут признаваться в качестве налоговой базы.

Налоговая база определяется отдельно по каждому объекту налогообложения.

Налог на имущество уплачивается (статья 415) по ставке 1,5 процента.

Приведем пример расчет налога на имущество – допустим на балансе вашего предприятия есть здание площадью 100 квадратных метров, расположенное в Ташкенте, с среднегодовой балансовой стоимостью 125 000 000 сум. Минимальная база будет равна 3 300 000 сум * на 100 квадратных метро = 330 000 000 сум. Минимальная база больше среднегодовой балансовой стоимости, и следовательно, налог будет уплачиваться с нее. 330 000 000 умножаем на 1,5% = 4 950 000 сум.

Авансовые платежи (статья 417), по налогу на имущество, уплачиваются плательщиками налога с оборота — не позднее 20 числа третьего месяца каждого квартала (март, июнь, сентябрь и декабрь) в размере одной четвертой части годовой суммы налога, предприятиями на общеустановленном режиме налогообложения, — не позднее 10 числа каждого месяца (за январь не позднее 20 января) в размере одной двенадцатой части годовой суммы налога.

Вне зависимости от выбранного режима налогообложения — будь то общеустановленный порядок или налоге с оборота — налогоплательщики обязаны уплачивать ресурсные налоги при фактическом использовании природных ресурсов.

Ресурсные налоги — это группа налогов, взимаемых за использование природных ресурсов, находящихся в собственности государства. В Республике Узбекистан такие налоги выполняют как фискальную, так и регулирующую функцию, стимулируя рациональное природопользование и обеспечивая поступление средств в бюджет. Ниже приводится краткое описание основных видов ресурсных налогов, действующих в Республике Узбекистан:

Налог за пользование водными ресурсами (глава 63, статьи 441-448), плательщикам которого признаются лица осуществляющие первичное водопользование или водопотребление на территории Республики Узбекистан.

Налог за пользование недрами (глава 64, статьи 449-454) плательщикам которого признаются юридические и физические лица, осуществляющие на территории Республики Узбекистан добычу полезных ископаемых из недр и (или) извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований.

Специальный рентный налог на добычу полезных ископаемых (глава 641, статьи 454 1 -454 7) плательщикам которого признаются юридические лица, добывающие драгоценные, цветные и (или) радиоактивные металлы, редкие и редкоземельные элементы и (или) извлекающие их из техногенных минеральных образований, а также добывающие углеводородное сырье.

Все работники предприятия в обязательном порядке должны получать вознаграждение за выполненные трудовые функции, при этом заработная плата выступает основной и наиболее значимой формой такого вознаграждения. Максимальный размер заработной платы сотрудника на предприятие не ограничен, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Узбекистане составляет 1 155 000 сумов в месяц.

Рассмотрим структуру зарплатных налогов в Узбекистане. Зарплатные налоги в Республике Узбекистан представляют собой совокупность обязательных налогов и взносов, удерживаемых и уплачиваемых с доходов физических лиц, получаемых в виде заработной платы.

Социальный налог. С начисленной сотруднику суммы заработной платы предприятие уплачивает, как работодатель, за счет собственных средств социальный налог согласно главы 58, статей 402-409 Налогового кодекса. Ставка социальная налога (статья 405) 12 процентов, от суммы начисленной заработной платы.

Отчетность по социальному налогу представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту налогового учета ежемесячно, не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года — не позднее 15 февраля следующего года (статья 407). Уплата социального налога производится ежемесячно не позднее сроков представления налоговой отчетности.

Налог на доходы физического лица. Данный налог уплачивается предприятием за счет начисленного дохода (как правило заработной платы) своих сотрудников. В данном случае предприятие выступает в качестве налогового агента.

Доходы физического лица — резидента Республики Узбекистан подлежат налогообложению по налоговой ставке 12 процентов (статья 381 Налогового Кодекса), нерезидента Республики Узбекистан также по налоговой ставке 12 процентов (статья 382 Налогового Кодекса).

Исчисленная сумма налога уменьшается (статья 385 Налогового Кодекса) на сумму обязательных ежемесячных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета физических лиц, начисленных в порядке, установленном законодательством. Обязательные взносы на индивидуальные накопительные пенсионные счета (ИНПС) физических лиц в Узбекистане рассчитываются как 0,1% от налогооблагаемого дохода работника.

Отчетность по налогам на доходы физического лица предоставляется налоговым агентом ежемесячно (статья 389 Налогового Кодекса), не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года — не позднее 15 февраля следующего года. Исчисленная сумма налога уплачивается налоговым агентом одновременно с выплатой доходов налогоплательщику (статья 390 Налогового Кодекса), но не позднее сроков представления налоговой отчетности.

Рассмотрим на примере: директору ООО начислена заработная плата в размере 5 000 000 сум. Предприятие оплачивает социальный налог 12 процентов – 5 000 000 * 12% = 600 000 сум. Подоходный налог 12 процентов составляет также 600 000, обязательный взнос ИНПС составляет 5 000 000 *0,01% = 5 000 сум. В бюджет предприятие оплачивает подоходный налог 595 000 сум, 5000 сум перечисляются как взнос ИНПС в Халк банк. Директор получает заработную наличными или на карточку в размере 4 400 000 сум.

В заключение хотелось бы рассмотреть вопрос налогообложения дивидендов, как одного из важных аспектов распределения прибыли в хозяйствующих субъектах. Дивиденды представляют собой часть чистой прибыли организации, распределяемую между учредителями (акционерами, участниками) пропорционально их доле в уставном капитале. Дивиденды, выплачиваемые юридическим или физическим лицам, подлежат обложению налогом на дивиденды у источника выплаты.

Доходы, в виде дивидендов облагаются налогом по налоговой ставке 5 процентов (статья 381 Налогового кодекса), для физических лиц нерезидентов Республики Узбекистана по ставке 10 процентов (статья 382 Налогового кодекса), для юридических лиц нерезидентов Республики Узбекистана по ставке 10 процентов (статья 353 Налогового кодекса). Сумма налога на дивиденды уплачивается одновременно с выплатой дивидендов.

Теперь рассмотрим вопросы, касающиеся предпринимательской деятельности физических лиц. В соответствии с законодательством Республики Узбекистан, физическим лицам предоставляется возможность осуществлять предпринимательскую деятельность без необходимости создания юридического лица, посредством регистрации в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя. Важно отметить, что нерезиденты, являющиеся физическими лицами, могут вести предпринимательскую деятельность исключительно в статусе индивидуального предпринимателя, что связано с особенностями правового регулирования категории самозанятых.

Первоначально рассмотрим статус самозанятого. Согласно действующему законодательству, физические лица могут осуществлять предпринимательскую деятельность в статусе самозанятого, если виды деятельности, которые они планируют осуществлять, включены в утвержденный перечень разрешенных видов. Полный список разрешенных видов деятельности для самозанятых был ранее нами приведен в разделе «Консалтинговая энциклопедия». Самозанятые имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только самостоятельно, без привлечения дополнительной рабочей силы.

Начиная с 2024 год самозанятые больше не освобождаются от выполнения налоговых обязательств, хотя для большинства самозанятых они будут условными. Доходы самозанятых в размере до 100 млн сумов в течение года освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц. При превышении годового дохода в 100 млн сумов, но не более 1 млрд сумов, самозанятые обязаны уплачивать налог с оборота по ставке 4% (режим налогообложения налог с оборота). Если годовой доход самозанятого превышает 1 млрд сумов, то такой самозанятый переходит на уплату налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль (общий режим налогообложения). При переходе на режимы налогообложения самозанятые также обязаны отправлять соответствующую налоговую отчетность, в сроки установленные для ее отправки.

Для исчисления трудового стажа самозанятые в добровольном порядке могут уплачивать социальный налог (статья 408) в размере не менее одной базовой расчетной величины (375 000 сум) в год до 31 декабря отчетного года. При этом размер социального налога исчисляется исходя из размера базовой расчетной величины, установленной на день уплаты социального налога.

Индивидуальные предприниматели в Республике Узбекистан — это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на собственный риск и под свою имущественную ответственность, в пределах видов деятельности, установленных законодательством. Перечень разрешённых видов деятельности для индивидуальных предпринимателей определяется нормативно-правовыми актами и представлен в частности на нашем портале в разделе «Консалтинговая энциклопедия».

Индивидуальные предприниматели при доходе до 100 000 000 сум оплачивают или фиксированный налог по ставка указанным в статье 383 Налогового кодекса или налог по декларации в размере 12 процентов (к примеру лицами, сдающими недвижимость в аренду). При доходе 100 000 000 сум, но не более 1 миллиард уплачивается налог с оборота, более 1 миллиард уплачивается налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль (общий режим налогообложения). При использование индивидуальным предпринимателем природных ресурсов, также уплачиваются ресурсные налоги.

Индивидуальные предприниматели уплачивают ежемесячно социальный налог (статья 408) в размере не менее одной базовой расчетной величины (375 000 сум). Уплата социального налога производиться не позднее 15 числа месяца, в котором велась предпринимательская деятельность.

В Республике Узбекистан индивидуальные предприниматели (ИП) имеют право нанимать до пяти сотрудников, независимо от вида деятельности. Для исчисления трудового стажа такие сотрудники в добровольном порядке могут уплачивать социальный налог (статья 408) в размере не менее одной базовой расчетной величины (375 000 сум) в год до 31 декабря отчетного года. При этом размер социального налога исчисляется исходя из размера базовой расчетной величины, установленной на день уплаты социального налога.

В Республике Узбекистан предусмотрены различные временные налоговые льготы, направленные на стимулирование определённых видов деятельности и поддержку предпринимателей Данные временные налоговые льготы способствуют развитию приоритетных отраслей экономики, поддерживают предпринимателей в сложных условиях и стимулируют создание рабочих мест. Ознакомиться с данными налоговыми льготами вы можете в статье 483 Налогового кодекса.

Создание подобных материалов, как налоговая азбука, требует значительных усилий, времени и внимания к деталям, чтобы предоставить вам точную и полезную информацию. Если вы хотите выразить благодарность за проделанную работу, вы можете сделать это, просто перейдя по этой ссылке. Ваш отклик и поддержка вдохновляют нас на дальнейшее развитие и создание новых учебных материалов.

Пожалуйста прокрутите меню, для просмотра всех разделов ресурса.

Пожалуйста прокрутите меню, для просмотра всех разделов ресурса.

Открытие общества с ограниченной ответственностью ...

Открытие частного предприятия ...

Проверка фирменного наименования ...

Все об индивидуальном предпринимателе ...

Открытие семейного предприятия ...

Открытие юридических лиц нерезидентами ...

Все о франчайзинге в Узбекистане ...

Все о статусе самозанятого ...

Проверка кадастрового номера ...

Шаблоны учредительных документов ...

Изменение в составе учредителей ...

Изменение уставного фонда предприятия ...

Смена юридического адреса предприятия ...

Слияние и присоединение юридических лиц ...

Как продать свой бизнес в Узбекистане ...

Преобразование ЧП в ООО и обратно ...

Смена фирменного наименования ...

Ликвидация юридического лица ...

Консалтинговые консультации ...

Справка об юридическом лице ...

Получение счета для оплату услуг на портале ...

Вопросы о лицензирование видов деятельности ...

Приватизации земли в собственность ...

Сдача налоговой и прочей отчетности ...

Введение бухгалтерского учета на предприятие ...

Регистрация интернет домена в зоне UZ ...

Разработка интернет сайтов для вашего предприятия ...

Внедрение parking сайта для вашего предприятия ...

Внедрение чат ботов и web app приложений ...

SEO услуги для вашего интернет ресурса ...

Консалтинговая энциклопедия ...

Налоговая азбука ...

Новости из мира бизнеса и налогообложения ...

Как открыть счет в банке юридическому лицу ...

Как изготовить круглую печать и штамп предприятия ...

Узбекский алфавит на основе латиницы ...

Узбекско-Русский или Русско-узбекский онлайн переводчик ...

Информация о проекте Gosuslugi.uz ...

Партнеры проекта Gosuslugi.uz ...

Страничка вопросов и ответов на них ...

Наши клиенты рассказывают о себе ...

Размещение рекламы на ресурсе ...

Публичная оферта проекта Gosuslugi.uz ...

Gosuslugi.uz в мессенджере telegram ...

Чат –бот проекта Gosuslugi.uz ...

Настройки CMS Astraea ...

Использование Cookies данных на проекте ...

Контактная информация службы поддержки ...

Gosuslugi.uz © 2010 - 2025   работает на CMS Astraea

";